Сторінки

29 червня 2017 р.

День Днепра

«Чуден Днепр при тихой погоде»
 Н. В. Гоголь

Ежегодно в первую субботу июля отмечается праздник третьей по величине (после Волги и Дуная) реки Европы - Днепра. Честно говоря, мне не известно, есть ли в нашей стране еще хоть у одного водоема свой день, но знаю точно, что наша главная река ежегодно празднует Международный день Днепра, который отмечается в трех странах, где протекает река - Украине, Белоруссии и России.

Днепр река, которая фактически и связывает три страны в географическом смысле. Свое течение Днепр начинает в России в Смоленской области, здесь он течет тоненькой голубой нитью и совсем не похож на великий Борисфен (древнее название реки). Ширина русла реки в Смоленской области не превышает тридцати метров. Входя в Беларусь Днепр, значительно расширяется, здесь ширина русла реки может доходить до ста двадцати метров, однако река на белорусском участке, еще не судоходна, лишь за Гомелем, Днепр приобретает нужную, для судоходства ширину и глубину. В Украину река входит величественно и прекрасно, именно проходя по Украине, Днепр показывает всю свою красоту и мощь. Уже в районе Киева река разливается в широком русле и ее ширина в пределах украинской столицы превышает тысячу метров. А глубина Днепра в районе Киева, может достигать 25-ти метров. Дальше Днепр становится все шире, долина реки увеличивается до 15 км, ширина в районе Канева достигает нескольких
километров. На Днепре было создано несколько огромных водохранилищ, так называемых искусственных пресных морей, благодаря которым река стала полноводной и непрерывно судоходной.

Современный Днепр имел совершенно разные названия. Древнегреческий историк Геродот называл Днепр Борисфеном, что означает "река с севера". В Древнем Риме Днепр нарекли Данаприсом, а славяне назвали его Славутич. Существует ещё одна из версий, что первоначально название реки звучало как «Дана апр», что переводится как «Река Даны», названной так в честь богини охоты Даны.


Эта река была важной водной артерией еще в древние времена. Так, ученые обнаружили, что первые упоминания о реке датированы 5 веком до н. э.

В исследовательских кругах возникали многочисленные споры о том, как именно путешествуют птицы во время массовых сезонных перелетов. Кто-то считал, что из года в
год пернатые придерживаются одного и того же маршрута, другие уверяли, что птицы каждый раз импровизируют. В итоге оказалось, что есть несколько массовых птичьих магистралей, по которым и происходит миграция. Таких «магистралей» на территории Украины две. Одна из них – «Днепровский коридор» – главная в Европе. Каждый год в ее пределах машут крыльями более трех миллионов птиц. Берега и острова Днепра являются отличными придорожными отелями для пернатых путешественников, обеспечивая птиц кормом и безопасными местами для ночевки.

На берегах Днепра находились поселения древних славянских племен. Начиная с VII в., в процессе образования Киевской Руси  на реке возникали крупные города, среди них столица Киевской Руси — Киев, один из самых древних городов — Смоленск. В водах Днепра князь Владимир крестил киевлян.

На землях возле нижнего Днепра в 17 веке обосновался центр украинского казачества — славноизвестная Запорожская Сечь. Она прославилась еще и тем, что с в 1648 году с этого места Богдан Хмельницкий повел в бой на запад казацкие отряды.

После постройки на Днепре каскада водохранилищ река потеряла в протяженности 84 км. Так, сегодня четвертая по величине река в Европе имеет длину 2 201 км. В некоторых иностранных изданиях и энциклопедиях по-прежнему стоят старые цифры. Так, для иностранцев длина Днепра по прежнему составляет 2 285 км.

В период царствования Екатерины II в Приднепровье возникли и окрепли первые промышленные центры — Екатеринослав (нынешний Днепр), Никополь, Александровск (ныне Запорожье), Кременчуг. Появление пароходства сыграло важную роль в развитии торговли лесом (в первую очередь в верхнем течении) и сельскохозяйственной продукцией, поступающей из южных областей. Проблема была лишь в том, что пароходы не могли пройти днепровские пороги. Путешественникам приходилось в Екатеринославе сходить на берег и пересаживаться в почтовые кареты, чтобы по суше добраться до Александровска, где возобновлялось судоходство. Только в 1932 г. — после ввода в эксплуатацию первого агрегата Днепрогэс — проблема была устранена. Пороги были затоплены в результате строительства плотины и образования Днепровского водохранилища.

А ушедшие под воду площади таят огромное количество тайн.

Очень часто профессиональные дайверы находят останки древних животных, в частности зубы древних животных (мамонтов), скелеты и зубы туров (древние быки), которым по 3—4 тыс. лет

В Днепре под водой находится множество судов и плотов, которые разбивались о пороги реки. Их остатки по сей день находятся под водой. Одно из них находится в районе острова Ленина в Запорожье, который образовался после строительства плотины. Ранее там проходил участок реки, носивший название Волчье горло. До постройки Днепрогэса это была самая узкая и глубокая часть Днепра — ширина русла не превышала 160 м, а глубина  59 м.
На глубине 31—35 метров лежит большое затонувшее деревянное судно. Судно лежит на скале с небольшим креном на левый борт. Хорошо сохранился кнехт, крепежные кольца для такелажа. Возраст судна не известен, но, предположительно, оно построено в конце XIX века. Оно требует изучения.

На 55-метровой глубине покоится  Кичкасский мост, взорванный батькой Махно. Мост в районе Запорожья был построен в 1904 году. В то время он служил единственной
железнодорожной артерией, соединяющей юг Украины с центром. Во время гражданской войны мост считался стратегически важным объектом, поскольку по нему перевозили войска и боеприпасы, раненых и медикаменты. В 1920 году, при отступлении под натиском Красной армии батько Махно взорвал его. Тогда вместе с частью металлического моста в 55-метровую пучину реки ушел целый эшелон. Сейчас на дне лежит железнодорожное полотно и шесть разбитых вагонов.



Среди дайверов давно ходят легенды о многочисленных церквях, которые находятся на дне реки Днепр. Но после сканирования дна выяснилось, что это не такие уж и легенды. На подводных снимках, сделанных в районе города Днепр, видно четкие очертания фундамента христианского храма, которые, как известно, и доныне строятся в форме креста с востока на запад.

Также на дне реки специалисты пытаются найти мистическую пещеру Тарас Бульбы, в которой по легенде имеется небольшой проем в человеческий рост, пройдя сквозь который можно попасть в достаточно просторную комнату, где могут поместиться около 10 человек. Но самое невероятное то, что в середине пещеры есть вытесанные из камня стол и скамья. Поговаривают, что это творение — дело рук заключенных, сбежавших из тюрем.

На глубине 13 метров находится казачья усадьба-крепость изгнанников с сечи. На
острове Кухарев, который ныне затоплен водами Днепра, находится здание, напоминающее панскую усадьбу или крепостное сооружение. Длина стен "подводного особняка" — 70 м, высота — 3, толщина — около метра. Правда, часть стен уже немного разрушена, но здание явно было крепостью, поскольку в нем есть квадратные окна размером метр на метр, которые несколько сужаются внутрь здания и, скорее всего, служили бойницами. Объект до конца не исследован. Историки уверены, что именно после отмены Запорожской Сечи на острове поселились казаки, которые занимались домашним хозяйством и обрабатывали землю, содержали пасеку и рыбачили. И, естественно, оборонялись. Поговаривают, что в усадьбе жили казаки с именами Венгер, Майборода, Корчкар, Бабак, в честь которых и были названы местные урочища.
А какие еще тайные сокровища хранятся на дне самой большой реки Украины, мало кому известно.

Но самое главное, что Днепр – главный поставщик воды в Украине. Водными ресурсами Днепра пользуются около 30 млн жителей Украины (это фактически две трети от всего населения).  Мы любим Днепр. Мы гордимся им, ведь именно на его бурных берегах зарождалась наша нация, здесь же творилась история Украины, в этих местах киевские князья знали радость побед и горечь поражений.
Днепр является важнейшей водной артерией Украины, как в экономическом и транспортном отношении, так и в туристическом контексте, и он нуждается в нашей защите и бережном отношении. 
Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот  мир, в котором живут.






Немає коментарів:

Дописати коментар