Детектив – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления. В детективе обязательно присутствует загадка и преступление, но в этом жанре все таинственное носит объективный, «реальный» характер.
175 лет назад в литературе началась новая эпоха – эпоха детектива.
20 апреля 1841 года американский писатель Эдгар Алан По опубликовал в филадельфийском журнале «Graham’s Ladies’ and Gentlemen’s Magazine» детективную новеллу «Убийство на улице Морг». Именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития, пожалуй, самого популярного жанра массовой литературы.
Действие происходит в Париже, где на улице
совершается зверское убийство двух женщин, а главным героем является
эксцентричный частный детектив Дюпен. Молодой Огюст Дюпен смог найти виновного
в убийстве на улице Морг.
Помимо этого,
персонаж По появляется ещё в двух его рассказах: «Тайна Мари Роже» и
«Похищенное письмо». Интересно, что именно Дюпен был первым литературным
героем, который демонстрировал чудеса наблюдательности и логического мышления
во время расследования преступления. Более того, в «Этюде в багровых тонах»
доктор Ватсон признаётся Шерлоку Холмсу, что метод расследования лондонского
сыщика чем-то напоминает стиль героя Эдгара По.
Именно с этого
произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра.
Эдгар Алан По стал не просто родоначальником жанра, но и сумел в пяти «логических» новеллах разработать все основные принципы, которым позднее будут следовать все писатели-детективщики.
Основная схема – «загадка-расследование-объяснение», основные сюжеты: бытовая разборка, маньяк-убийца, шантаж, шпионаж. Также По изобрел классические приемы детективов, такие как – «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра, ложный след…
Эдгар Алан По стал не просто родоначальником жанра, но и сумел в пяти «логических» новеллах разработать все основные принципы, которым позднее будут следовать все писатели-детективщики.
Основная схема – «загадка-расследование-объяснение», основные сюжеты: бытовая разборка, маньяк-убийца, шантаж, шпионаж. Также По изобрел классические приемы детективов, такие как – «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра, ложный след…
Существенной
особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства
происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения
расследования. Читатель проводится автором через процесс расследования, получая
возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать
известные факты. Благодаря этому читатель тоже участвует в поисках истины. К
моменту, когда расследование завершается, читатель, как и сыщик, должен иметь
достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно прийти к
правильным выводам. Могут быть скрыты лишь отдельные незначительные
подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны.
По завершении расследования все тайное должно
стать явным, все загадки должны быть разгаданы. Так повелось в детективной
литературе со времен американца Эдгара Алана По прожившего короткую (всего 40
лет) жизнь, но оставившего чрезвычайно яркий след в мировой литературе. Ведь сегодня произведениями детективного жанра зачитываются миллионы читателей.
Немає коментарів:
Дописати коментар